Get Adobe Flash player
Главная страница Мир человека Психическое здоровье

Современная наука, основываясь на тру­дах   выдающихся   русских   ученых   И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. М. Бехтерева и их учеников, утверждает единство соматического и психи­ческого у человека. Физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны. Народная муд­рость выразила это в пословице «В здоровом   теле — здоровый дух». При этом под здоровым духом обычно подразумевается   способность человека к полноценной трудовой деятельности, творческая активность. Но, пра­вильно отражая единство тела и духа, пословица не сов­сем точно отдает приоритет в здоровье телу. Известно много примеров, когда именно здоровый дух, сильная психика подчиняют слабое тело, обеспечивая его здо­ровье. Великий русский полководец А. Суворов, родив­шийся

болезненным ребенком, в результате сознатель­ного закаливания организма и строгого режима выработал у себя исключительную физическую выносливость, позволявшую ему переносить тяготы воинской службы и быть   примером   для солдат.

 

Немецкий философ П. Кант, имевший в детстве слабое здоровье, так орга­низовал распорядок своей жизни, что избегал болезней. Можно привести примеры того, как воля и настойчи­вость помогают человеку сохранить возможность для плодотворной деятельности при тяжелых телесных забо­леваниях. Н. Островский, Л. Мерссьев и многие другие доказали, что сильный духом человек может преодолеть телесные недуги. Это дало возможность Бернарду Шоу утверждать: «Здоровое тело — продукт здорового рас­судка». Все эти факты заставляют внимательно рассмот­реть роль психики в обеспечении здоровья и деятель­ности человека.

 

Материальной основой психики человека является нервная система, которая включает несколько взаимо­связанных систем. В приспособлении организма к из­менению среды  существования   определяющую роль играет центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. В наиболее общем виде к ЦНС относится го­ловной н спинной мозг. К ним от всех частей и органов тела подходят волокна периферической   нервной сис­темы, по которым в ЦНС поступают в виде ощущения раздражения от воздействия среды на органы чувств, и отходят волокна, проводящие команды органам дви­жения, осуществляющим ответную реакцию организма. Таким образом ЦНС регулирует отношения организма и среды.

Головной мозг человека является высшим отделом ЦНС. Кора головного мозга (наружный слой) состоит из свыше 14 миллиардов высокодифференцироваппых нервных клеток, обеспечивающих   процесс мышления. Симметричные полушария головной коры у человека выполняют различающиеся   функции.  Обычно правое полушарие осуществляет деятельность с чувственными образами объектов, а левое — со знаками (языковыми и другими). В глубине мозга расположены более древ­ние по времени формирования отделы, обеспечивающие деятельность вегетативной нервной системы. Здесь же помещается специальное   образование — лимбическая система с ретикулярной   формацией, обеспечивающая проявление эмоций (чувств). Удаление или раздраже­ние отдельных участков лимбической системы приводит 70 к проявлению эмоций ярости, страха, удовольствия и т. п. Лимбическая система связана с центрами вегета­тивной регуляции и имеет двустороннюю связь с корой головного мозга.

Кроме раздражений от периферической нервной сис­темы, в ЦНС поступает большое количество раздраже­ний со стороны внутренних органов организма. Это осу­ществляется вегетативной нервной системой, подразде­ляющейся на симпатический и парасимпатический от­делы. Через вегетативную систему происходит регуля­ция процессов клеточного обмена, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности, функций пищеварительно­го аппарата и мочеполовой сферы. От нее главным об­разом зависит жизнедеятельность тканей и органов.

Нервная система служит регулятором, обеспечиваю­щим взаимосвязанную реакцию морфологических и фи­зиологических систем организма в ответ на внешние воздействия и изменения в функционировании отдельных органов. Она обеспечивает, таким образом, совместную деятельность всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воз­действия, которые являются сигналами-раздражителями для нервной системы, т. е. имеют определенное поло­жительное пли отрицательное значение для жизнедея­тельности организма. Под влиянием этих раздражите­лей нервная система формирует соответствующие реак­ции.

Следует отметить, что деятельность систем и отдель­ных органов организма имеет антагонистический харак­тер. Каждая функция складывается из двух противопо­ложных реакций, единых в обеспечении жизнедеятель­ности организма: в процессах обмена это ассимиляция и диссимиляция, в психической деятельности — раздра­жение и торможение, в кровообращении — гипертонии и гипотония и т. д. Одна из этих реакций в необходимый момент усиливается или ослабляется в соответствии с необходимостью для системы ответить на определенное воздействие среды. В результате организм достигает равновесия со средой, осуществляя свою деятельность. Это равновесие динамическое, меняющееся с изменения­ми среды. Идет «борьба» противоположных реакций, обеспечивающая в каждый момент оптимальное состоя­ние организма для взаимодействия со средой. Нервная система осуществляет синтез многочисленных антагонистически действующих механизмов жизне­деятельности организма. А. Д. Сперанский писал по этому поводу, что «главная функция нервной системы состоит в «отражении» того, что совершается на пери­ферии, и в немедленной положительной или отрицатель­ной реакции на это раздражение. Неадекватные раздра­жения — почти постоянный тип отношений организма со средой. Они, следовательно, требуют таких же постоян­ных механизмов ответа... Нервные системы у высших животных и осуществляют эту функцию».

Как показали И. М. Сеченов и И. П. Павлов, пси­хика является результатом деятельности рефлекторных механизмов, включающих безусловные и условные реф­лексы, которые формируются ЦНС. Безусловные реф­лексы закрепляются генетически в процессе филогенеза вида, обеспечивая особям вида автоматический ответ на важные для них воздействия среды. Каждый рефлекс связан с определенным сигналом-раздражителем среды, на воздействие которого следует однозначный ответ или целая цепочка действий, производимых в строго опре­деленном порядке. Проявление безусловных рефлексов определяется как инстинктивная деятельность, которая не зависит от собственного опыта животного, являясь опытом, накопленным всем видом в процессе приспособ­ления к конкретным условиям среды. Условные рефлек­сы формируются ЦНС в течение жизни животного как результат его собственного опыта.

Условные рефлексы возникают как связь между безусловным рефлексом и явлениями среды, не имею­щими значения для животного, но многократно повто­ряющимися перед воздействиями безусловного раздра­жителя. И. П. Павлов экспериментально продемонстри­ровал, как формируется условный рефлекс у животных. Для собаки безусловным рефлексом на ощущаемую пи­щу служит выделение слюны и желудочного сока. Зво­нок или свет лампочки в обычных условиях не вызы­вает рефлекса у нее. Если же многократно перед кор­млением собаки зажигать свет или давать звонок, она запоминает связь между кормлением и светом или звон­ком и реагирует на них, как на пищевой раздражитель, т. е. выделяет слюну и желудочный сок. Таким образом, у собаки возникает пищевой условный рефлекс на раз­дражитель, не являющийся пищей.

Сознание.

В результате социального развития у человека сфор­мировался высший уровень психики — сознание. Прин­ципиальным отличием сознания от психики животных является то, что человек способен в качестве условного раздражителя воспринимать речь. Использование языка, который И. П. Павлов назвал второй сигнальной систе­мой, в отличие от первой сигнальной у животных, реа­гирующих на признаки объектов, привело к осуществ­лению абстрактного логического мышления, познанию мира и самопознанию, а также к возникновению «со­циального наследования», т. е. передаче опыта челове­чества отдельной личности в процессе ее формирования.

Наличие сознания не отменило биологические фор­мы нервной деятельности у человека. И. П. Павлов ут­верждал, что, несмотря на все отличия человека от жи­вотных, основные закономерности деятельности ЦНС являются для них общими. Наряду с сознательными действиями человек осуществляет и рефлекторное, инс­тинктивное, эмоциональное поведение, которое не всег­да контролируется сознанием или требует волевых уси­лий для его преодоления. Для нас особый интерес пред­ставляют эмоции, поскольку они имеют большое значе­ние для поддержания психического здоровья.

Эмоции.

Эмоции служат биологической системой приспособ­ления организма человека к условиям социальной сре­ды. Проявляются эмоции как наше отношение к тем или иным процессам или явлениям, которые мы восприни­маем. При этом эмоции могут быть положительными — приятными или отрицательными — неприятными. Раз­личают эмоции высшие, такие, как эстетические, этиче­ские, творческие, или низшие, связанные с потребностя­ми организма в воде, пище, продолжении рода и др.

Положительные и отрицательные эмоции сопровож­дают нас во всех сферах жизни. В быту, во время уче­бы, на производстве наша деятельность сопровождается эмоциями, отражающими отношение к этой деятельнос­ти. Сила проявления эмоций, их направленность и воз­действие на психику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у людей различные эмоции. То,что одному доставляет радость, может быть неприятно другому. Но общим является то, что отрицательные эмо­ции угнетают психику, подавляют творческую актив­ность, снижают работоспособность. Человек нервничает. Исследования психологов показывают, что если в спо­койной обстановке человек способен различать 5—7 зри­тельных или слуховых сигналов, то в ситуации эмоцио­нально-тревожной, например при аварии или катастро­фе, они различают не более 2—3 сигналов. Поскольку эмоции формируются подкорковыми отделами мозга, с участием вегетативной нервной системы, сознание не всегда может побороть угнетающее воздействие отрица­тельных эмоций, так как они связаны с физиологиче­скими процессами в организме, которые не контролиру­ются прямо корой мозга. В результате длительного воз­действия отрицательных эмоций возможно заболевание нервной системы — невроз я различные телесные забо­левания.

Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитные механизмы, предохраняющие ее от пе­регрузок. Это в первую очередь реакция торможения нервных центров мозга, которая в нормальных условиях жизнедеятельности организма выключает активную дея­тельность коры головного мозга, связанную с восприя­тием внешних ощущений, наступает сон. Мозг отдыхает.

В процессе трудовой деятельности человек испыты­вает утомление вследствие напряжения функционирую­щих систем. Напряжение — это нормальное физиологи­ческое состояние любого действующего органа или сис­темы, В том числе и нервной, в отличие от другого со­стояния — покоя. Утомление является сигналом для ЦНС о том, что организм нуждается в отдыхе. Мы уже рас­смотрели на примере с катанием на лыжах утомление от физической нагрузки и выяснили, как влияет на дея­тельность клеток и тканей перенапряжение, связанное с продолжением нагрузки, несмотря на усталость. Пси­хическое переутомление приводит к снижению активнос­ти нервной системы из-за истощения ее физиологических ресурсов, что приводит в конечном счете к торможению и сну. После отдыха активность нервной системы вос­станавливается.

Имеется еще один механизм защиты мозга от пере­грузки, так сказать, аварийный. Это запредельное тор­можение. В результате очень СИЛЬНОГО раздражителя

происходит быстрое торможение ЦНС — шок. Так, при тяжелой травме человек от боли теряет сознание, т. е. перестает ощущать боль, но вместе с этим теряет спо­собность ощущать внешние воздействия. Такие же по­следствия может вызвать и словесное сообщение о не­счастье, касающемся человека. Это охранительная реак­ция торможения, защищающая психику человека от пе­регрузки и повреждения. В то же время такое охрани­тельное торможение может привести к еще более тяже­лым последствиям, чем то, которое его вызвало. При аварии или в опасной обстановке человек, потерявши]! возможность реагировать на изменение обстановки, мо­жет погибнуть, так как не принимает мер к спасению. Кроме того, выведение из состояния шока иногда пред­ставляет определенную сложность.

Эмоциональные перегрузки могут привести к явле­нию, обратному торможению,— психоэмоциональному (нервному) перенапряжению. По определению А. И. Ки-колова, это состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Мы ранее определили такое состояние как преадаптацию, т. е. функционирование системы па пределе нормы ее адап­тации, когда мобилизуются все резервы системы.

Проблема психоэмоционального перенапряжения обо­стрилась в последние десятилетия в связи с изменения­ми в образе жизни и трудовой деятельности, вызванны­ми последствиями   научно-технической  революции. В частности, А. И. Киколов приводит следующие факто­ры, влияющие на производственную деятельность лю­дей: 1) возрастающая   интеллектуализация профессио­нальной деятельности при постепенной ликвидации фи­зического труда; 2) замена многих видов неквалифици­рованного труда квалифицированным, связанным с об­служиванием сложных автоматизированных и механизи­рованных установок; 3) увеличение роли мыслительной деятельности, требующей повышенного внимания, актив­ного наблюдения и контроля, переработки поступающей информации и принятие решения в условиях острого де­фицита времени; 4) рост информационной перегрузки ученых, конструкторов, инженеров, архитекторов, ра­ботников искусств, литературы и управленческого аппа­рата; 5) неизмеримо возросшие требования, связанные с интенсификацией профессиональной подготовки. В ре­зультате ранее сложившиеся механизмы адаптации организма человека в новых условиях отстают от требо­ваний жизни, характеризующихся ускорением социаль­но-производственного развития.

Для обозначения   результата воздействия эмоцио­нальных   нагрузок на организм канадский физиолог Г. Селье ввел понятие «стресс» (stress — напряжение), получившее широкую известность. Поскольку понятие «стресс», вошедшее в научный и разговорный язык, ста­ло употребляться для обозначения широкого класса яв­лений, как физиологических, так и психических, мы в дальнейшем будем употреблять, как это сейчас принято многими советскими исследователями, термины «напряже­ние» и «перенапряжение», обозначая понятием «стресс» состояние психоэмоционального перенапряжения.

Психоэмоциональное перенапряжение характеризу­ется тем, что в экстремальных для человека условиях происходит не торможение, а возбуждение нервных цент­ров, которое принимает застойный характер, поддержи­ваемый эмоциональными переживаниями. Реакция кон­кретного человека на отрицательные эмоции индивиду­альна и определяется как физиологическими особеннос­тями функционирования   нервной системы, так и осо­бенностями его   психики, отражающими предыдущий опыт, силой воли. Психоэмоциональное перенапряжение включает целый комплекс реакций нервной системы и всего организма. В частности, большую роль в поддер­живании состояния перенапряжения играет то, что наря­ду с возбуждением в коре возбуждаются подкорковые системы, обеспечивающие   дополнительные энергетиче­ские ресурсы для деятельности коры головного мозга.

Психоэмоциональное перенапряжение возникает ча­ще всего при необходимости решения ответственных за­дач в условиях дефицита времени, когда требуется бы­стро и точно оценить большое количество поступающей информации при высокой интенсивности работы продол­жительное время. Влияет также выполнение работы в ночное время и малая подвижность, (гипокинезия) в про­цессе работы. Многие исследователи подчеркивают, что причины   возникновения стресса   характеризуются не столько внешними ситуационными условиями, сколько состоянием психоэмоциональных характеристик челове­ка. Неподготовленность к деятельности, неуверенность в своих силах, некоторые черты характера усиливают воз­можность возникновения стресса.

Поэтому попытки классифицировать причины стрес­са представляют определенные трудности. Его внешние проявления также достаточно разнообразны. При ост­ром стрессе наблюдаются выраженная бессонница, бо­ли в затылке, шее, животе, спине, в области грудной клетки, обильное потоотделение, одышка, тошнота, рво­та, физическое беспокойство, чувство усталости, рассеян­ность, раздражимость, вспыльчивость. Для хронического стресса характерно также нарушение ночного сна и т. д.

Нервная система организма действует как целост­ность, все отделы системы взаимосвязаны. Поэтому на­рушение функции одной из них отрицательно сказывает­ся на других. Известные советские физиологи К. М. Бы­ков, Э. П. Айрапетьяиц, И. Т. Курцин и др., развивая учение о высшей нервной деятельности, обосновали воз­можность влияния через кору головного мозга на любой внутренний орган, а изменение деятельности внутренних органов сказывается па деятельности коры.

Связь соматических заболеваний с нервными болез­нями подмечена клиницистами давно. Невропатолог М. И. Аствацуров отмечал, что у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженным, чаще наблю­даются болезни сердца, у склонных к гневу — болезни печени, у людей со сниженным настроением, апатич­ных — болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению течения язвенной болезни, диабета, гипертонии. Профессор Е. И. Соколов описывает результаты отрицательного влияния эмоцио­нальной напряженности на сердечную деятельность, в частности, на возникновение атеросклероза и на гормо­нальные системы.

Хронические болезни коронарных сосудов, такие, как стенокардия, инфаркт миокарда, в 3—7 раз чаще встре­чаются у людей с чрезмерным честолюбием, нетерпимо относящимся к другим. По отношению к ишемической болезни сердца (ИБС) клиницисты различают два ти­па личности. Тип А, предрасположенный к ИБС, харак­теризуется торопливостью, тревожностью, стремлением к конкуренции, повышенным чувством долга. Он обычно преуспевает в делах, берется за несколько дел одновре­менно, отличается четкостью и честностью в выполне­нии своих обязанностей. У него отмечается повышенная активность симпатической системы. Лица типа Б пе предрасположены к ИБС, равнодушны к работе, не пе­регружают себя, не стремятся к соревнованию, чере­дуют работу и отдых, неконфликтны. Параметры веге­тативной нервной системы у них уравновешены.

Таким   образом, принцип   нервизма, выдвинутый И. П. Павловым и С. П. Боткиным, утверждавшими единство психической и соматической деятельности ор­ганизма,   получил   экспериментальное н практическое подтверждение. Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитио-приспособительные механиз­мы, направленные на защиту ее от повреждающих фак­торов, и приспособление к изменяющимся условиям сре­ды. Многое еще в работе нервной системы подлежит бо­лее тщательному изучению, но можно даже из приве­денного заключить, что при нагрузках, превышающих норму, срабатывают адаптивно-компенсаторные меха­низмы, активирующие биологические возможности ор­ганизма. В связи с тем, что эти биологические системы сложились задолго до возникновения человеческой пси­хики, они в некоторых случаях, осуществляя реакции, направленные на сохранение организма от вредных воз­действий, приходят в противоречие с психикой, вызы­вая нервные расстройства, тем более что, если биологи­ческие (соматические) системы рассчитаны на непосред­ственное взаимодействие с повреждающим фактором, психика оперирует информационными сигналами — раз­дражителями, отличными по своей природе от самих действующих факторов. Это, с одной стороны, позволяет организму избежать повреждающего воздействия того или иного явления, получив информацию о нем заранее. Но, с другой стороны, усиливается различие в индивиду­альных реакциях человека на них, поскольку наряду с 78 объективными характеристиками явления, восприни­маемыми органами чувств, появляется субъективная составляющая. Это, в частности, различие в эмоциональ­ной реакции на явления, обусловленные во многом чис­то личностными характеристиками человека, хотя меха­низм эмоций во многом физиологически обусловлен дей­ствием биологических составляющих нервной системы.

Следует отметить роль австрийского психолога 3. Фрейда, попытавшегося па основе большой личной практики выявить закономерности взаимодействия био­логических и психических (осознаваемых) реакции нерв­ной системы на воздействия среды. Переоценив значе­ние биологической основы психики, он пришел к оши­бочному выводу о подчиненности психики человека био­логическим, бессознательным элементам. В то же вре­мя фактический материал, обобщенный Фрейдом, и не­которые практические выводы, сделанные им, имеют на­учную ценность и заслуживают внимания.

Мы начали главу с утверждения, что человек силой воли сознательно может преодолеть телесные недуги и, что еще более привлекательно, не допустить возникно­вения болезни. В данном случае речь идет о неврозах и связанных с ними соматических заболеваниях, которые могут быть преодолены саморегуляцией эмоциональных проявлений.

Слово «саморегуляция» естественно вызывает пред­ставление о самовнушении, пли аутотренинге, как иног­да это называют, хотя самовнушение — лишь элемент аутотренинга. Правда, при этом возникает некоторый парадокс. Чтобы использовать аутотренинг, нужна сила воли, а это как раз и составляет трудность для многих людей с расстроенной нервной системой. В молодости физические и психические перегрузки, конечно в опре­деленной индивидуальной пропорции, не требуют обыч­но каких-то специальных мер. Достаточно отдохнуть, н организм вновь готов к нагрузкам. Но после молодости наступает зрелость, человек к этому времени выработал свой, так сказать, «стиль поведения», привычки, точку зрения на различные явления. И при необходимости ре­агировать на что-то непривычное, требующее переоцен­ки некоторых устоявшихся положений, сказывается ухудшение физического состояния, уменьшение возмож­ностей адаптивно-компенсаторных механизмов, а в ре­зультате — физическое и психическое перенапряжение в экстремальных ситуациях. Количество же ситуаций рас­тет, так как субъективные характеристики организма не соответствуют предъявляемым жизнью требованиям, что само по себе вызывает отрицательные эмоции.

Каким же образом осуществить профилактику пси­хоэмоционального перенапряжения?

Очевидно, что так же, как невозможно уничтожить все болезнетворные микроорганизмы, невозможно устранить объективные условия или ситуации, которые могут вызвать стресс. Следовательно, следует искать какие-то другие пути. Попробуем Сформулировать тактику преодоления стресса.

Любой человек знает, что физическая тренировка ор­ганизма поможет ему в преодолении повышенных на­грузок. Повышенные же психоэмоциональные нагрузки обычно застают человека врасплох. Только почувствовав психический дискомфорт, человек пытается как-то его преодолеть, в лучшем случае обратившись к невропа­тологу. Но отрицательные эмоции и сопровождающие их психические перегрузки являются естественными сторонами жизни. Поэтому еще с детского возраста сле­дует воспитывать убеждение в необходимости быть го­товыми к различным стрессовым ситуациям, затруд­нительным случаям в жизни и трудовой деятельности.

Попытка оградить ребенка от сложностей жизни приводит к тому, что столкновение с реальностью трав­мирует психику ребенка, защитные механизмы которо­го не подготовлены к такому столкновению. Как, напри­мер, система иммунитета укрепляется и развивается при взаимодействии с антигенами, так и отрицательные эмо­ции, во многом определяемые иерархией общественных ценностей, служат в качестве факторов, активизирую­щих защитные механизмы нервной системы.

Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоор-ганнзованность, упорство в достижении цели, самостоя­тельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей. В этом, в частности, проявляется компен­саторная роль общества при адаптации ребенка к бу­дущей деятельности, которая, как мы уже упоминали, все более усложняется и интеллектуализируется. К со­жалению, до последнего времени дошкольная и школь­ная подготовка детей больше ориентируется на познава­тельную сторону обучения, а вопросы воспитания, которые, безусловно, включают и психоэмоциональную под­готовку, ускользали от внимания педагогов, что зачас­тую объясняется отсутствием у них соответствующей подготовки.

Трудовое, психогигиеническое, эстетическое, этическое воспитание — одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объектив­но оценить ситуацию, снижает вероятность возникно­вения конфликтных ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и стрессу. Человек обязан считать­ся с общественными реалиями, окружающими его, с не­обходимостью коллективных усилий для блага всех лю­дей. Культура взаимоотношений с окружающими, уме­ние сочетать личные и общественные потребности в своей деятельности — необходимое условие предотвра­щения стрессовых ситуаций, которые возникают не толь­ко в производственной, но и в бытовой сфере.

Немалое значение в уменьшении эмоционального на­пряжения имеет достижение каждым работником высо­кого профессионализма. Нередко неполадки в работе возникают потому, что исполнители не имеют нужных знаний и опыта, не могут своевременно принять пра­вильное решение, объективно оценить обстановку. Низ­кая профессиональная подготовка исполнителей приво­дит к снижению работоспособности, к снижению дисцип­лины, нередко к халатности, а в результате — к отри­цательным эмоциям и стрессу. В этой связи следует обратить внимание на производственную дисциплину, рит­мичность и плановость в организации работы. Отрица­тельные эмоции и стрессы чаще возникают у лиц, раз­брасывающих свое внимание, пытающихся делать не­сколько дел одновременно. Мы ранее отмечали, что эта особенность присуща личностям типа А, предрасполо­женным к ишемической болезни сердца.

Во избежание влияния хрониче­ских стрессов необходим полноценный отдых.

При этом большое значение имеет изменение обстановки, в кото­рой живет и работает человек. Важен характер отды­ха, его своевременность, способ проведения. В любом случае отдых должен дать эмоциональную разрядку, переключить внимание человека на деятельность, вызы­вающую положительные эмоции, а для этого отдых дол­жен быть активным. Отдых и безделье несовместимы. Уже само изменение вида деятельности служит отдыхом для систем   организма, ранее напряженным. Особенно это относится к людям, занимающимся чисто интеллек­туальной деятельностью, которая сопровождается гипо­кинезией, что требует повышенной физической деятель­ности во время отдыха.

Большинство перечисленных путей предупреждения стресса, как мы видим, зависит от обстановки, которая не всегда подвластна человеку лично, а определяется внешними для него условиями. А сам человек — может ли он исправить, скорректировать деятельность нервной системы, подготовить себя к преодолению стрессовых ситуаций? Конечно, может. Ведь и среди перечисленных мер есть в какой-то степени зависящие от самого чело­века. Это выбор профессии, любовь к своему делу и зна­ние его, другие возможности обеспечить отсутствие кон­фликтов с окружающими людьми по вопросам неприн­ципиальным,   которые   зачастую и вызывают взрыв эмоций.

Аутогенная тренировка, т. е. возможность для чело­века самостоятельно корректировать свое эмоциональ­но-психическое состояние, издавна,привлекает внимание людей. Одной из получивших широкую известность сис­тем саморегуляции является йога. Если отбросить ми­стическую шелуху, окружающую зерно рационалыю­го в йоге, ее физиологической основой является исполь­зование мышечной системы, наиболее податливой для волевого управления, для воздействия на эмоционально-вегетативные функции нервной системы. В течение ве­ков опытным путем была установлена связь между мус­кульными движениями, мимикой и эмоциональным сос­тоянием, что можно обнаружить сравнительно легко при наблюдении. По жестам и мимике во многих случаях можно определить эмоциональное состояние человека. Обобщение этих наблюдений привело к созданию раз­витой системы дыхательной гимнастики, приемов рас­слабления и напряжения мускулатуры, регулирования вегетативных функций (деятельность сердца, дыхание, температура организма и т. п.), гигиенических правил по поддержанию чистоты тела, режиму труда и отдыха, диете.

Современная система саморегуляции — аутогенная тренировка — объединяет положительные стороны дру­гих методик и позволяет достичь восстановления психи­ческой регуляции нервных и физиологических процессов. Теоретической основой аутогенной тренировки является принцип рефлекторной деятельности организма, обосно­ванный в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Он заключается в том, что каждый психический акт за­канчивается двигательной активностью, а мысль — это заторможенный в своей двигательной части рефлекс. Так, если певец что-то мысленно напевает, то, оказыва­ется, его голосовые связки вибрируют, хотя звук отсут­ствует. Происходит так называемое пдеомоторное дви­жение мыши.

Одной из определеяющих сторон аутотренинга явля­ется волевое расслабление мышц (релаксация), которое приводит к двум результатам: уменьшению эмоциональ­ной напряженности и подготовке организма ко сну, т. е. естественному состоянию торможения ЦНС. Естествен­ное расслабление мышц обычно вызывается положи­тельными эмоциями. Все мы знаем, что в хорошем на­строении, испытывая удовлетворение, отдыхая, человек расслабляет мышцы, а при неприятных эмоциях напря­гается. Эта связь между мышечной и нервной системами и используется при аутотренинге. Расслабление мышц сопровождается снятием эмоционального напряжения. При систематическом применении релаксации закрепля­ется условный рефлекс, помогающий сохранить эмоциональное равновесие в случае психического напряжения, избежать стресса. Для усиления действия релаксации при тренировке после нее применяется напряжение мышц. Такая смена расслабления-напряжения мышц, ко­торой соответствуют торможение и возбуждение ЦНС, как бы тренирует ЦНС, делает ее деятельность более гибкой, подвижной, предохраняет психику от застойных явлений.

При расслаблении мышц улучшается также возмож­ность создания новых условных рефлексов, основой для которых является мысленный раздражитель, т. е. пред­ставление о каком-то явлении или словесная формули­ровка, описывающая его. Такой раздражитель действует на вегетативные органы подобно физическому воз­действию на организм, ранее им испытывавшимся. На­пример, в теплой комнате вы в разговоре с кем-то вспо­минаете: «Холодище был — брр» — и непроизвольно передергиваете плечами, и даже мурашки могут пробе­жать по коже. Яркое представление о холоде у вас мо­жет вызвать, после ваших слов, такую же реакцию у собеседника. Слово, утверждал И. П. Павлов, является для человека таким же раздражителем, как и внешние природные воздействия. Таким образом, многократно повторяющиеся мысли-команды, касающиеся каких-то важных для человека явлений, могут по условнорефлек-торному пути воздействовать на механизмы безусловных рефлекторных действий. Поскольку эмоциональные про­явления связаны с безусловными рефлексами организ­ма, то таким образом осуществляется возможность воз­действия на эмоциональную сторону психики. Более под­робно с методами аутотренинга можно ознакомиться, например, по книге Г. С. Беляева, В. С. Лобзина и И. А. Копыловой «Психогигиеническая саморегуля­ция». Поэтому мы и отсылаем читателя к этой и другим подобным работам.

Наиболее неприятным и постоянным спутником пси­хоэмоционального перенапряжения является бессонница как результат запредельного возбуждения ЦНС. Чело­век пытается уснуть, а вместо этого ему в голову при­ходят разнообразные мысли, причем чаще всего вызы­вающие отрицательные эмоции. Он начинает «считать белых слонов» или что-нибудь другое, а сон не идет. Как мы уже отметили, релаксация подготавливает ЦНС к процессу торможения, т. е. ко сну.

Поскольку каждый человек переживает эмоциональ­ное напряжение по-своему, конкретные советы по борь­бе с бессонницей дать трудно. Видимо, лучше всего по­советоваться с невропатологом. Но имеются общие реко­мендации по предупреждению нарушения сна.

Это — обязательная активная физическая, мышечная деятельность в течение дня, особенно при напряженной умственной работе, которая и приводит чаще всего к стрессу. Сюда включаются утренняя гимнастика, физи­ческие упражнения в перерывах между работой, хож­дение на работу и с работы пешком и т. п. Чередова­ние физической и умственной работы в течение дня, пе­реключая   деятельность   ЦНС,   включая поочередно соматические и нервные системы организма, способствует быстрому засыпанию и крепкому сну. Следует соблю­дать режим сна и бодрствования, совпадающий с биоло­гическими ритмами организма. Общие рекомендации по продолжительности и времени отхода ко сну чаще всего не дают эффекта. Слишком различны индивидуальные нормы сна и бодрствования. В любом случае продолжи­тельность сна должна быть такой, чтобы он снимал фи­зическую и психическую напряженность, чтобы человек просыпался работоспособным. Большое значение имеет регулярность времени отхода ко сну, поскольку таким образом закрепляется рефлекс торможения деятельности ЦНС в определенное время. И конечно, для нормально­го сна следует обеспечить соответствующие комфортные условия.


Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Вы можете написать администратору: Написать письмо

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."